25-APR 2017

КТО ДЕЛАЕТ ВАШУ ОДЕЖДУ?

24 апреля 2013 года обрушилась фабрика Рана Плаза в Бангладеш. В здании находилось больше 3000 сотрудников швейной фабрики, выполняющей заказы гигантов масс-маркета.
1138 из них погибли.

Это одно из самых трагических событий в истории индустрии моды.

Увидев сегодня в инстаграм проекта fashion revolution эту дату, я решила написать пост. Поэтому получилось довольно сумбурно, но главная мысль, надеюсь, будет ясна.
История Рана Плаза - это переход за грань, на которой находится вся мировая индустрия моды и в целом вся индустрия производства. Обычно мы не осознаем, кто и в каких условиях создает продукты, которыми мы пользуемся каждый день. В каких условиях производится молоко, айфоны и базовые футболки? Это то, чем пользуется большАя часть населения планеты ежедневно. Ежедневно покупается и выбрасывается.

Как работает любая индустрия? Из чего складывается цена, которую мы платим за товары? Это затраты на сырье, собственно производство, интеллектуальный труд разработчиков и дополнительные расходы – магазины, логистика, маркетинг, продажи и всё-всё-всё. Вот это "всё-всё-всё" есть в любой промышленности. Цена конечного продукта уменьшается с увеличением количества производимого товара, потому что все дополнительные затраты равномерно распределяются между большим количеством товаров.

То есть, если бренд производит одно платье, то в цену этого платья будут включены стоимость ткани, работа дизайнера, конструктора, закройщика, портной, стоимость и амортизация швейного оборудования, зарплата smm-специалиста, фотографа и модели, аренда магазина и покупка мебели, зарплата продавца.. Чувствуете, как увеличивается стоимость?
А если бренд производит 10 платьев? То работу всех этих людей и машин можно разделить на 10. А если 10000?
Страница из фанзина проекта fashion revolution
Теперь представьте себе, что каждый участвующий в процессе человек получает адекватные условия труда. Каждый из нас хочет иметь хорошую зарплату, оплачиваемый больничный и отпуск, комфортный офис и возможность после 8-часового дня проводить время с семьей и друзьями.
Так вот дополнительный способ уменьшить конечную стоимость товара – это изменение условий труда наемных сотрудников. Снять помещение подешевле, не тратить деньги на печеньки, кофе, уборщицу, нормальное освещение и вентиляцию, увеличить рабочий день и нормы выработки под угрозой увольнения, не оплачивать отпуск и больничный. Много чего можно придумать в поисках собственной выгоды.

На сегодняшний день большая часть операций в процессе производства одежды выполняется людьми. Искусственный интеллект пока не создает лекала по эскизам дизайнера, машины пока не раскладывают и не раскраивают материалы, а потом не сшивают швы на футболках.
В индустрии работает 75 миллионов человек в мире. 80% из них женщины, и большая часть живет в условиях нищеты и невозможности изменить ситуацию.
Примерно 100$ в месяц получает сотрудница фабрики в Бангладеш и Индии и 200$ в Камбожде. Это примерно половина прожиточного минимума в этих странах.

Какая-то нелегкая легкая промышленность.
Главный вопрос - почему бы не производить меньше?

Потому что спрос рождает предложение. Пока мы покупаем, масс-маркет производит. В сегодняшней ситуации большая часть одежды покупается во время скидок, то есть бренды по сути недополучают деньги, которые заложили на производство и развитие. Что делать? Закладывать возможность скидки в цену футболки, что влечет необходимость уменьшения доли затрат на производство и далее по списку – бОльшие объемы за меньшие деньги.

И почему собственно мы считаем, что одежда должна стоить таких маленьких денег? Мы тратим на одежду меньше 20% своих доходов. А в начале 20го века тратили больше половины. Если мы тратим меньше, то кто-то из нас может покупать больше. И мы покупаем в 4 раза больше одежды, чем 20 лет назад. Из-за того, что массмаркет разогнал эту машину, многие просто не готовы тратить другие деньги на одежду, считая цену в Zara справедливой. И все остальные бренды мира, которые хотят одевать тех же девушек, вынуждены ориентироваться на цены в масс-маркете.

А что происходит с одеждой, которую мы покупаем? Примерно 14 миллионов тонн одежды в год выбрасывается только в Америке. Прочитайте еще раз – 14 миллионов тонн одежды в год выбрасывается. Куда, кстати, она девается? В те же страны третьего мира. Да, многое отвозится туда под видом гуманитарной помощи, но некоторые города которых становятся просто свалками одежды, которую выкидывает цивилизованное население нашей планеты.

А есть еще проблемы химического производства дешевых синтетических тканей, стимулирование почвы для выращивания больших урожаев хлопка, загрязнение воды во время окрашивания.
Тут есть еще, на что открыть глаза.
Что делать?

Я не призываю покупать меньше или тем более тратить больше на одежду, которую мы носим.
Главная идея - знание. Знать, как производятся платья, которые висят в нашем шкафу. А потом уже выбор за каждым - быть частью этого или пытаться что-то изменить.

Изменить – это опять же не значит отказаться от одежды совсем. Можно выбирать тщательнее, носить аккуратнее, использовать дольше и отдавать в переработку отжившее свое. Любить свою одежду.

Больше материалов о том, как на сегодня устроена индустрия моды и что можно изменить, можно посмотреть на сайте проекта Fashion Revolution.

Наш блог создан для того, чтобы вдохновить читателя на поиск своего стиля, который является залогом любви к тому, что мы носим. Я буду больше рассказывать не только про философскую составляющую fashion (хаха), но и про индустрию. Если подписаться на рассылку, то не пропустите ни один пост.

Если у вас есть вопросы, вы хотите предложить идею для поста или просто обсудить весь этот кошмарный ад всю эту ситуацию, напишите мне на почту fyrclothes@gmail.com или в соц сетях, приходите в шоурум. Чем больше мы задаем вопросов, тем больше мы знаем.

А в четверг 27 апреля мы собираемся смотреть в шоуруме фильм The True Cost, рассказывающий об истории фабрики Рана Плаза, условиях жизни сотрудников, производстве хлопка, и как мы все на это влияем. Приходите!
Чтобы закончить на позитивной ноте, хочу познакомить вас с сотрудницами производства PrintPower, которые делают одежду fy:r.
Это большой светлый цех на территории завода Кристалл, милые девушки (и мужчины!), которым важно не только качество производства, но и условия работы сотрудников. В этой компании отказываются от заказа, который невозможно выполнить из-за коротких сроков, и увольняют технолога, который позволяет себе повышать голос на швею.
Я счастлива работать с ними.

Кстати, компания бедет классный канал в телеграм и блог – всегда с удовольствием читаю рассылку.
Ксения, директор по развитию
Нина, производственный директор
Умут, швея
Любовь, главный технолог
Настя и Юля, закройщицы
Полина и Женя, конструктора

Поделиться в социальных сетях
Made on
Tilda