После выставки Jahnkoy
18-juL 2018
В субботу прошёл показ-перформанс "Deceived no more" Марии Казаковой в саду Музея Декоративно-прикладного искусства. Социальная лента взорвалась от восторга, но у меня при виде Марии в разноцветном кокошнике наподобие аналогов с футбольных трибун и темнокожих моделей в черно-красно-белых сарафанах не отозвалось.

Поскольку миссия fy:r похожа на задачу, которую ставит перед собой Jahnkoy, я пошла разбираться на выставку. Какой ход мысли стоял за спортивными штанами, расшитыми бисером? Причём тут традиционная архангельская Макошь и вышивка "Go forward"?

К сожалению на выставке не представлена коллекция, которую показывали в субботу, но от этого проект не становится менее интересным.
Я в восторге от ресёрча. Как бывшая студентка российского курса Британки тихо завидую этим богатым скетчбукам, времени, проведённому в поиске своего направления, стиля, препарировании Гальяно и Маккуина, свободным, невыверенным эскизам. Я, даже бесстыдно решив не делать осеннюю коллекцию за полгода, не смогла в этом сезоне полноценно погрузиться в книги, музеи и фантазии, потому что отключиться от продаж и маркетинга невозможно.
Захотелось бросить все эти email-рассылки, скидки, продающие сториз и создать капсулу, посвящённую Джими Пейджу, например. Но поток модной индустрии не знает творческих каникул.

У Марии в альбомах работа с культурой коренных народов северной америки, переход к чёрным кварталам (на выставке у меня не возникло вопросов, хотя сейчас я не совсем улавливаю связь). «Колонизаторские стремления западной цивилизации подвергали традиции переформированию и вырождению».
Одни угнетали других, эти другие и все остальные вместе с ними должны восстать и высказать своё мнение, бороться за свободу через самовыражение, переплетение аутентичной культуры и субкультуры спорта, потому что спортивный костюм – это униформа современного человека.

Как итог – красивый, сложный, фактурный результат.
ОДНИ УГНЕТАЛИ ДРУГИХ, ЭТИ ДРУГИЕ И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ВМЕСТЕ С НИМИ ДОЛЖНЫ ВОССТАТЬ И ВЫСКАЗАТЬ СВОЁ МНЕНИЕ, БОРОТЬСЯ ЗА СВОБОДУ ЧЕРЕЗ САМОВЫРАЖЕНИЕ, ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ АУТЕНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ И СУБКУЛЬТУРЫ СПОРТА.
Причём здесь мы? Да, костюм крестьянки центральной губернии России похож на культурные коды Ямайки цветом и обилием лент и вышивки. Красная вышивка северных русских как ничто подходит для обрамления призывов к свободе. Но русских на Севере никогда не угнетали. Стоит ли сваливать все в одну кучу?
Маша говорит о смешении субкультур, о выборе аутентичности (не важно чьей) как основы в поиске истины, ухода от массовости к самовыражению.

И здесь мне, скрупулёзно изучающей отличия пудожской вышивки от архангельской, стали понятны слова Кати Шаровой на лекции «Голос Севера» про колонизацию в процессе возрождения культуры. В попытках осовременить традицию почему мы не спрашиваем первоисточник, почему не узнаем, нужно ли им это? Что носители культуры чувствуют сегодня? Не задевает ли их наша интерпретация?

Гибрид со спортивной одеждой похож на возвращение русского стиля во время правления Екатерины II, имевшего немного общего с традиционным костюмом крестьян. Или русское платье после фурора Дягилева в Париже. Поверхностные (но оттого понятные всем) визуальные коды вплетаются в повседневную моду. И эта практика имеет место быть. Кому из нас важно отличать кокошник невесты от головного убора замужней женщины? А элементы северного сарафанного комплекса от наряда центральных регионов с поневой? Мир не стоит на месте, и молодые девушки больше не убирают волосы в косынку.
Сегодня имеет значение как, где, кем, в каких условиях создана одежда, а культурный контекст мы вольны выбирать, проявляя свою индивидуальность. Кто-то чувствует связь с малой родиной предков и, надевая платье из бабушкиного сундука, будто приобретает супер-силу поколений. А кто-то считает себя человеком мира, и возможность миксовать подобие русского сарафана с японским кимоно только будоражит воображение.

Я считаю разговоры о культурной апроприации в моде высосанными из пальца. Дизайн одежды - это заимствование, это вдохновение чем-то своим, чужим, гибридом. Без старого не будет нового, невозможно создать что-то, не имея основы. Вся история моды как индустрии – переплетение культур и ценностей, адаптация и упрощение.

И, держа в голове эту мысль, классно, что Мария несёт идею аутентичности в массы. Хотя мне не близка такая грубая схема. Но что с меня взять, я и стритвир не люблю.
По мне, здесь намного больше можно сказать о возрождении прикладного искусства, чем об освобождении от массовости западной культуры. И по словам в описании выставки проект «приоткрывает занавес и проливает свет на безответственность модной индустрии» и «фокусируется на разработке креативных и остроумных способов решения её самых сложных задач». Тут я совсем не поняла, как арт-проекты, на создание которых уходит много человеко-часов решат проблему желания потреблять одновременно с бедностью населения? Красота спасёт мир? Отнюдь, когда ты не можешь себе её позволить.

И здесь на первый план стоит выдвинуть мастер-класс по вышивке кроссовок бисером. Вот где кроется смысл, вот где решение, напрямую взятое из традиционной культуры любого народа мира: возьми то, что доступно и вложи в это свой труд, своё время, желание, фантазию, получи уникальный продукт, олицетворяющий твою индивидуальность. Продукт, который не захочется выкинуть через полгода как футболку из масс-маркета, потому что он несёт ценность твоего собственного труда, времени и сил, а не безызвестной работницы потогонной фабрики в Бангладеше.

Очень советую сходить на выставку. До 27 июля в музее ДПИ.
Поделиться в социальных сетях
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ
ЕЩЁ
Made on
Tilda