SEVERE. ИГОРЬ ЕЛУКОВ
19-DEC 2017
В начале декабря в Москве прошел Артдокфест, на котором был показан фильм SEVERE Игоря Елукова.
Это фильм о жизни в деревне под Архангельском, куда большую часть года можно добраться только по воздуху. Это не этнографическая картина, а искусство. черно-белые контрасты показывают солнце ярче, а ночь темнее. Маленькая черная точка человека кажется песчинкой на бескрайнем поле белого снега. Каждое движение важно в этой, казалось бы, неподвижной природе. Но нет, природа сама по себе – огромное существо, которое всегда рядом, всегда близко, казалось бы, ты погружаешься в нее буквально – в поля, в воду, в снег, леса.
Мне показалось очень важным, что в картине нет диалогов, только шум воды, треск веток в огне, шорохи листьев, гул ветра и вьюги.
Вот что Виталий Манский говорит о картине в интервью для Meduza:
"В этом фильме нет героя. Мы видим Север, мороз, природу. Чистый арт с какими-то вспышками жизни, одна сменяет другую. И хотя это черно-белая картина, она передает всю гамму цвета, звука и всю гамму холода, который пробирает зрителя до костей. Очень эмоциональная, проникающая под кожу картина, эффектная и самая артовая в этом году".

"Я полез искать, и выяснилось, что Елуков — не совсем кинематографист, а фотохудожник, который каким-то образом оживил собственные фотографии. Даже не то чтобы оживил — просто в какой-то момент вместо фотоаппарата взял камеру и начал снимать видео, заинтересовался движением, движущимся изображением".
Игорь Елуков в интервью для Orloff Magazine:
"Я больше люблю слово "печаль", "печаль моя светла...", ну или, если угодно по-набоковски "In particular class it may be the desire for somebody of something specific, nostalgia, love-sickness". Своего рода тяга к чему-то родному, отчиму дома, который ты никогда не найдешь в жизни, но проблески которого можешь ухватить. Хотя я все же надеюсь, что мое искусство, в конце концов, жизнеутверждающее, не тем, что оно показывается, а тем как. Мне думается, гармония всегда жизнеутверждающая."
"Ну наконец-то!" – подумал я, когда понял, что зрители за пределами России видят в этих снимках не "документ" и своего рода "этнографию", а попросту изобразительное искусство (со всеми вытекающими последствиями). И я рад, что есть что-то, что воздействует напрямую, без попытки объяснения, на зрителей из разных стран. Но это и было всегда моей задачей – прорваться к чему-то первичному в человеке, не замутненному культурой.
Главное, чему учит этот опыт – смирению. Ты – единица, деленная на бесконечность. Вообще, довольно приятное чувство. И доверию. Если жизнь что-то хочет сказать – замолчи и дай ей сказать через тебя.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ
Made on
Tilda